Цены, определенные в первой части, используются при нормальных условиях работы. В случае "ненормальных" условий, к ценам прайс-листа применяют наценки, скидки и стоимость дополнительных услуг. Так же, цены в прайс-листе могут изменяться со временем.
Разберем это подробно.
Наценки
Необходимость увеличить стоимость товара возникает тогда, когда увеличивается трудоемкость его изготовления. Например, работа производится в ночное время, или на высоте (высотные работы), или на улице (жара или холод, ветер или осадки), или когда необходимо выполнить работу очень быстро (срочный заказ). Увеличение трудоемкости должно увеличить стоимость труда, это справедливо.
В примере 1 (см. Часть 1), при надувании гелием воздушного шара, стоимость работы мы определили как 2 рубля. Например, если нужно надувать гелием шары ночью, то стоимость труда может составить 6 руб. Таким образом, наценка на "ночные" шарики составит + 4 руб. к цене "дневных" шариков.
Разделение цены товара на себестоимость, стоимость работы и добавленную стоимость, позволяет осознать наценки как изменение стоимости труда. Это позволят разумно назначать величину наценок.
Скидки
Скидки от цены - есть снижение стоимости товара. Использование скидок позволяет получить конкурентные преимущества, привлечь новых покупателей и, в итоге, увеличить объем продаж. Скидки можно разделить на оптовые (связанные с количеством товара), сезонные (связанные с ликвидацией сезонных материалов), и символические (используемые для рекламирования своего бизнеса). Так же, для получения постоянных покупателей, используют накопительные скидки.
В любом случае, скидки с цены товара, предоставляются за счет уменьшения добавленной стоимости. Скидки можно вполне отнести к издержкам. Поэтому, чем больше скидки - тем меньше доход.
В примере 2 (см. Часть 1), при изготовлении гирлянды из воздушных шаров, при цене 200 руб. за метр гирлянды, добавленная стоимость составила 150 руб. Предположим, что заказчик колеблется в том, сколько заказать метров: 10 или 20?. Для того, чтобы помочь заказчику принять правильное решение, ему можно предложить скидку в 50 рублей с каждого метра, при условии заказа 20 метров. Иными словами, вопрос может стоять так: или 10 м по цене 200 руб. за метр, или 20 м по цене 150 руб. за метр. В первом случае, общая добавленная стоимость составит 150 х 10 = 1500 руб., а во втором случае, общая добавленная стоимость составит (150 - 50) х 20 = 2000 руб.
Согласитесь, что 2000 руб. это больше чем 1500 руб. Так что предоставление скидки в 50 руб. с метра гирлянды является разумным решением. А если пообещать заказчику скидку в размере 75 руб. с метра гирлянды, то на 20 метрах, общая добавленная стоимость составит всего 1500 руб., что равно добавленной стоимости 10 м гирлянды без скидки. Поэтому скидка в 75 руб. является не разумной скидкой.
Разделение цены товара на себестоимость, стоимость работы и добавленную стоимость, позволяет осознать скидки как уменьшение добавленной стоимости (уменьшение дохода). Это позволят разумно назначать размер скидок.
Такой же принцип разумности нужно применять к рекламным акциям, где скидки предоставляются в натуре, наподобие: "Закажите у нас 10 гелиевых шаров, и тогда, одиннадцатый шарик мы Вам подарим!".
Услуги
Основные услуги, которые связаны с товарами в прайс-листе оформителя воздушными шарами: работа на материалах заказчика, доставка и монтаж товаров. Стоимость услуг не связана со стоимостью товаров; стоимость услуг выделяют отдельной строкой в счете на оплату (в спецификации, или в смете).
Нередко можно встретить ситуацию, когда приходится надувать шары, принадлежащие заказчику. Например, заказчик просит надуть свои шары, на которых напечатан его логотип. Надувая шары заказчика, оформитель оказывает ему услугу. Стоимость такой услуги определяется просто: в своем прайс-листе находится товар с аналогичными шарами, и из стоимости которого вычитается стоимость материалов. Стоимость услуги складывается из стоимости работы и добавленной стоимости. К услуге по надуванию шаров заказчика можно применить скидки и наценки, которые применимы к подобным товарам.
Доставка надутых шаров и изделий из них, как правило, выполняется личным транспортом оформителя, или транспортом, нанимаемым оформителем. Для определения стоимости доставки, проще всего пользоваться фиксированными суммами: доставка в пределах района, доставка между районами, доставка за город. В отношении сумм, как правило, ориентируются на суммы, принятые в своем городе. Если реальная стоимость доставки превышает стоимость, объявленную в прайс-листе, то эту разницу можно воспринимать как издержки и покрывать ее за счет добавленной стоимости доставляемых товаров.
Стандартную стоимость услуг по монтажу (установке) изделий из воздушных шаров, практически не возможно определить. Дело в том, что места для установки гирлянд, панно и других изделий из воздушных шаров могут быть самыми разными и неожиданными. Согласитесь, что привязать гирлянду к перилам невысокой лестницы - это одно, а прикрепить гирлянду к гладкому стеклянному фасаду на высоте пяти метров - это уже совсем другое дело.
Так же, стоимость монтажа зависит от приспособлений, которыми можно пользоваться на объекте. Например, если есть легкий и удобный доступ к потолку (подъемники, люки на чердак и пр.), то потолочный монтаж получится несложным и простым. Ситуация принципиально изменяется, если доступа к потолку нет, и тогда приходится возводить строительные леса или арендовать и привозить подъемные механизмы.
Поэтому в прайс-листе надо обязательно указать, что монтаж в стоимость товаров не входит. Более того, о стоимости монтажа можно договариваться лишь после личного посещения объекта монтажа.
Изменение прайс-листа во времени
Все изменяется с ходом времени. Изменяются цены на гелий и на воздушные шары. Изменяется величина издержек, например, повышается стоимость аренды. Меняется ситуация с конкурентами: они или пропадают, или появляются новые, с которыми надо бороться. Все эти изменения должны получить свое отражение в прайс-листе.
Оформителю, при каждом изменении цен, или при каждом изменении ситуации на рынке, необходимо возвращаться к своему прайс-листу и выполнять его корректировку.
Может так статься, что при изменившихся условиях, величина добавленной стоимости (и величина дохода) на какие-либо товары перестанет устраивать оформителя, и тогда необходимо будет исключать такие товары из своего прайс-листа. А может случиться и наоборот, что товары, которые ранее не имело смысла включать в прайс-лист, теперь вполне возможно добавить в свой прайс-лист.
Таким образом, прайс-лист требует постоянного контроля и его необходимо поддерживать в актуальном состоянии. Это становится особенно важным, если оформитель публикует свой прайс-лист в средствах массовой информации или сети Интернет.
Хуже нет ситуации, когда заказчик заказывает надуть шары гелием по "старой" цене, когда гелий уже давно подорожал. Нет, есть ситуация хуже этой: сообщить заказчику, что цена изменилась, так что извините, и, оказывается, что заплатить надо больше. Это не просто безалаберность - оставлять "старые" цены и не менять их, это похоже на недобросовестную конкуренцию или на мошенничество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий